Сейчас многие производители, поставщики и ритейлеры не слишком обеспокоены «качеством» протоколовиспытаний и сертификатов, выданных на основе этих протоколов. Причина спокойствия в том, что отзыв какого-либо разрешительного документа — волокитный процесс. Если у Роспотребнадзора или Росаккредитации естьпретензии к документу, они могут только уведомить уполномоченные органы и предложить приостановить егодействие.
При этом отзыв сертификата может повлечь за собой изъятие партии, то есть прекращение продаж и дажепроизводства. Вместе с тем, по своим качествам продукт может быть лучшим на рынке, а претензия может бытьвызвана погрешностью в маркировке. Также основанием для претензии может быть единичная проблема, вызванная неправильной транспортировкой или хранением, на что производитель повлиять не может.
Планы на будущее
В проекте поправок предлагается упрощенная схема отзыва сертификатов и продукции. Сначала контролирующиеи надзорные структуры — МВД, МЧС, Минстрой, Роспотребнадзор, Ространснадзор, Ростехнадзор, Росстандарт иРосалкогольрегулирование — выносят предписание, а затем на его основании Росаккредитация прекращаетдействие разрешительных документов на продукцию.
Перегнули?
В связи с грядущими изменениями РАТЭК и другие отраслевые бизнес-сообщества (производители соков, мороженого, парфюмерии и т.д.) обратились к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с письмом, в которомговорится о неэффективности планируемых нововведений.
Полномочия, которыми планируется наделить контролирующие структуры, называются в письме избыточными. Какэто часто бывает, слабым звеном в законопроекте стала неточность в терминологии. Понятие «угроза жизни издоровью потребителя», на основании которого ведомства смогут выдавать предписания, не имеет четкоограниченного определения. С одной стороны, ошибка в маркировке может показаться абсурдным поводом дляостановки конвейера, а с другой — есть случаи, когда сведения о наличии того или иного ингредиента (например, аллергена) в продукте являются вопросом сохранения здоровья или жизни.
Пути решения
Где действительно есть угроза, а где начинается административное давление, — вопрос сложный, в которомпроизводители просят разобраться до вступления в силу нового закона.
Представители бизнеса предлагают не только уточнить термин «угроза жизни и здоровья потребителей», но исоставить список оснований, по которым сертификат может быть признан недействительным, в зависимости отреального риска причинения вреда. Кроме того, авторы письма просят регламентировать процедуру обжалованиярешений и предусмотреть возможность возобновления восстановления отозванного сертификата.
Источник: rg.ru